Бизнес-школам нужно уметь подстраиваться под быстро меняющуюся ситуацию в экономике, чтобы сохранить востребованность у новых поколений управленцев. Рынку нужны гибкость и умение управлять изменениями — на формирование этих навыков должны быть переориентированы учебные программы.
ООО «Фольксваген Груп Рус», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», ИП Веселов Андрей Анатольевич
Фото: Getty Images Russia
Поколения YиZ диктуют новые требования кобразованию вцелом ик бизнес-программам втом числе. Цифровизация иизменение рыночной ситуации дополнительно влияют наих формирование. Нафоне трансформации целых индустрий необходима соответствующая трансформация программ подготовкитех, кто будет управлять процессами изменений завтра.
«Сегодня бизнес-образование популярно впервую очередь среди представителей молодого поколения— до35лет,— комментирует Наталья Щербакова, директор попродажам кадрового холдинга «Анкор».— Это объясняется ихамбициозностью, стремлением расширить кругозор, открыть для себя нечто новое. Безусловно, многие изних связывают наличие диплома обизнес-образовании скарьерным ростом».
Целевая аудитория МВА изменилась, подтверждают вВысшей школе бизнеса Государственного университета управления (ВШБ ГУУ). «Она стала моложе, более дерзкой, пытливой, динамичной, более технологичной,— поясняет Алла Канке, директор ВШБГУУ.— Однако инынешнее поколение слушателей приходит напрограмму МВА для приобретения точки опоры, которая поможет справиться сновыми вызовами ипроблемами, для получения эмоциональной иинтеллектуальной перезагрузки, для того чтобы разобраться всвоих знаниях иумениях, своих мотивациях, найти точки роста бизнеса, атакже единомышленников».
Сергей Мясоедов, президент РАБО, председатель экспертного совета попереподготовке управленческих кадров для народного хозяйства ипроректор РАНХиГС, выделяет шесть знаковых тенденций нарынке управленческого образования. «Во-первых, растет доля бизнес-школ верхнего инижнего ценовых сегментов при сокращении доли «середняков». Ведущие бизнес-школы расширяют альянсы сбизнесом, тренинговыми иконсалтинговыми центрами, повышая ориентацию программ напрактику»,— отмечает эксперт. Во-вторых, поего словам, набирают популярность совместные программы скрупнейшими компаниями России, где дотрети учебных часов преподают представители бизнеса. В-третьих, нафоне сокращения корпоративных образовательных бюджетов растут масштабы бизнес-образованияb2c, представленного руководителями инновационного среднего бизнеса (платящей налоги «гаражной экономики»). В-четвертых, формируется сегмент бизнес-школ, ориентированных надистанционное образование сиспользованием информационных технологий. В-пятых, новый феномен вРоссии— программы iМВА, где сочетаются преимущества аудиторного интерактива иудобство онлайн-формата. Ив-шестых, возрастает интерес государства квнедрению методики итехнологий бизнес-образования напрограммах для госслужащих, формируя новый сегмент этого рынка, резюмирует Сергей Мясоедов.
Каста сильнейших
Нароссийском рынке присутствует некоторый скепсис вотношенииМВА, что вместе скризисной ситуацией обусловливает падение спроса. При этом количество отечественных бизнес-школ пока неменяется, ключевые изних сохраняют позиции, апремиальный сегмент программ обособляется. «Наши бизнес-школы прекрасно справляются собучением управленцев, очем свидетельствует ихактивная жизнедеятельность»,— считает Алла Канке. Соответствие российских программ мировым стандартам качества подтверждается аккредитацией международными ассоциациями— АМВА (у 13российских школ), AACSB, EPAS.
«Аккредитация АМВА является высоким критерием оценки международного соответствия программы потаким параметрам, как практическая ориентация, высокий уровень преподавательского состава, оптимальное сочетание активных форм обучения, соответствие ожиданиям слушателей, отзывы выпускников»,— поясняет Федор Федоров, директор помаркетингу иразвитию Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.
Наиболее сильную группу школ можно выделить также поналичию уих программ аккредитации НАСДОБР (Независимое российское аккредитационное агентство, созданное РСПП,ТПП, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией менеджеров, «Деловой Россией» иРАБО), дополняет Сергей Мясоедов. Она есть у12 российских школ. Дополнительный плюс— два диплома, которые выдаются поитогам программы: российский иевропейский. ВРоссии пока остаются МВА сГренобльской школой бизнеса (Франция), ЕМВА сАнтверпенской школой бизнеса (Бельгия) иМВА сКингстонской школой бизнеса (Великобритания). Спрос натакие программы снизился ввиду серьезного ослабления рубля. Врезультате сроссийского рынка ушел ряд зарубежных школ, например Даремский МВА (Великобритания), Влерик (Бельгия), МВА Калифорнийского университета (США) идругие.
«В России действует около 200 структур, называющих себя бизнес-школами, нотолько 40–50 изних соответствуют тому, что относят кэтому понятию вмире. Остальные являются переименованными экономическими факультетами известных вузов»,— считает Сергей Мясоедов. Онобращает внимание нато, что неразборчивые вузы ориентируются наувеличение дохода под прикрытием бренда, обучая при этом устаревающей теории, вотрыве отпрактики. Втоже время встране есть около двух десятков школ, которые обеспечивают мировые стандарты качества, хотя ине дотягивают дотоп-30 лучших бизнес-школ мира.
Конкурентные шаги
Сомнения вприменимости МВА вменяющихся российских реалиях переключают внимание части бизнес-аудитории наприкладные (менее продолжительные инедорогие) тренинги поменеджменту, отдельным дисциплинам или соответствующие программы переподготовки. Усиливаются позиции краткосрочных программ, направленных нарешение конкретных достаточно узких задач.
Бизнес-школы играют натомже поле, где активны тренинги, корпоративные университеты иоткрытые онлайн-курсы (massively open online courses, MOOCs) — бесплатные или условно бесплатные. Вообще, нафоне цифровизации бизнеса ивсей жизни общества дистанционный канал становится все более популярным. Сдругой стороны, сами МВА-программы активнее выходят вонлайн. Динамично растет сегмент программ формата blended (смешанное обучение) — когда технологии дистанционного обучения дополняют или расширяют традиционный очный формат. Параллельно идет активная работа школ бизнеса скорпоративными университетами пореализации совместных программ.
Вцелом МВА остаются самыми востребованными среди программ переподготовки, отмечают вМИРБИС, где проводят регулярный мониторинг ожиданий слушателей. «Их приоритетными целями неизменно остаются возможность систематизировать управленческие знания, получить новые идеи для развития процессов, проектов, компаний вцелом; познакомиться сновыми интересными людьми; обменяться опытом работы; использовать образование как инструмент для корректировки профессиональной карьеры. Втекущих экономических условиях данные решения могут повысить капитализацию нарынке труда иизменить жизнь»,— резюмирует Федор Федоров.